Домой Советы и статьи Монотипия — что за техника рисования для детей, необходимые инструменты

Монотипия — что за техника рисования для детей, необходимые инструменты

339
0

Традиционные техники рисования

Девочка рисует

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование — одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные навыки и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование — это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап — это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Мальчик рисует красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать гуашь: её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Родители учат малыша рисовать

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Возможности нетрадиционного рисования велики

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.

Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный пейзаж.
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка — кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисуйте с ребёнком дома, используя разные техники

Рисование — отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

Что такое монотипия

Монотипия – это разновидность графического изображения в изобразительном искусстве, которая получила широкое распространение как уникальная техника рисования. Автором техники считают итальянского художника гравюры Джованни Кастильоне.
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

В России монотипия стала известна, благодаря художнице Елизавете Кругликовой. Елизавета освоила приемы монотипии, когда училась в Париже.

Основа техники – создание оттиска. Художник наносит на специальную пластину рисунок с помощью кисти или трафарета. Затем на него накладывается лист бумаги. Результатом работы становится оригинальное изображение, которое не поддается тиражированию.

Читайте также:  Создаем незабываемый образ Ведьмы на Хэллоуин - пошаговые инструкции

При использовании профессионального оборудования оттиск с металлической пластины получается ярким и качественным. Пластину можно использовать несколько раз после очищения от краски.

Начиная с 90-х г. XX в., монотипия широко используется в психологии и педагогике для развития художественного восприятия различных объектов у детей старшего и младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что монотипию относят к разряду печатной техники, она существенно отличается от других видов, таких как гравюра, литография или ксилография.
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Пошаговое рисование в технике монотипии для детей.

Основное отличие – это уникальность изображения, получаемого путем нанесения краски на основу и создания оттиска. Результатом работы в технике монотипия у детей становится получение акварельного рисунка на влажной бумаге.

Монотипию стали использовать как психологический инструмент, начиная с 20-х. г. XX в. Швейцарские психотерапевты использовали изображения, выполненные в технике монотипии, для тестирования и исследования личности.

Пациентам предлагали рисунки, выполненные путем оттиска с металлической пластины. Они должны были предположить, какой объект был взят за основу отпечатка. Со временем этот подход получил распространение в официальной педагогике и психологии. С помощью этого способа изучали возрастные особенности детей.

Специалистами в области дополнительного образования детей стали применяться техники монотипического изображения объекта с разными целями:

  • для развития художественных навыков;
  • для обучения основам рисования;
  • для формирования пространственного представления о предметах, их форме и цвете.
    Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Достоинствами использования монотипии на занятиях рисованием у детей считают следующие свойства:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование творческого мышления;
  • развитие речи;
  • стабилизация эмоционального фона;
  • нормализация нервной системы;
  • работа над важными навыками, необходимыми для дальнейшей учебы (усидчивость, настойчивость, внимательность);
  • понимание форм предметов;
  • осознание нового умения;
  • работа над отличиями цветовых оттенков.

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.
monotipiya-dlya-detej

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Суть монотипии

Это нетрадиционное направление живописи – отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для дошкольника. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки.

Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.

Особенности этой техники рисования

Важная особенность этого вида творчества состоит в том, что его результат всегда является уникальным. Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности. Особенности использования ее для ребенка:

  • Развитие мелкой моторики движений.
  • Совершенствование мышления и воображения.
  • Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

На заметку! Детям нравится рисование, монотипия в детском саду — это ещё одна возможность заняться любимым делом. Процесс создания изображения становится увлекательной игрой, чем-то вроде волшебного действия.

Изобразительное искусство: история создания монотипии

Нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне. Хотя его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям Блейк.

Рисование по монотипной методике в детском саду

Важно! При использовании монотипического рисования у детей получаются рисунки, каждый из которых является уникальным.

Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.

Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:

  • воздушные шарики;
  • кубики;
  • рыбки;
  • флажки.

Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.

На заметку! Иногда рисунок наносят таким образом, чтобы он касался линии сгиба. После складывания страницы получается симметричное изображение.

Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.

В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акварельные краски или гуашь. Первые из них нельзя разводить слишком сильно. В некоторых ДОУ занятия по рисованию проводятся с использованием акриловых красок. Однако в этом случае нужно учитывать, что они быстро высыхают и их невозможно смыть, если есть желание откорректировать рисунок.

  Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Для проведения занятий в садике по созданию изображений можно использовать следующие материалы:

  • листы плотной бумаги или толстая глянцевая бумага;
  • при занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать пленку;
  • для рисования подходит пластмассовая доска;
  • стекло;
  • можно использовать кафельную плитку.

Возможны также другие варианты выполнения работы.

Особенности подготовительного этапа

Монотипия (техника рисования для детей) широко используется в детских садах на занятиях по изобразительному искусству. Дошкольники учатся навыкам реализации поставленных педагогом задач, а затем приступают к самостоятельным работам.

Подготовительный этап каждого занятия особенно важен для тех, кто только начинает осваивать эту технику. Сначала необходимо выяснить, к какому виду техники будет принадлежать рисунок. Важным этапом становится объяснение ребенку принципа построения его деятельности.
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Тем, кто затрудняется самостоятельно создавать изображения на бумаге, на начальном этапе предлагают использовать специальные трафареты. Этот прием помогает детям обрести уверенность в собственных силах и приступить к реализации собственных творческих планов.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

техника монотипия

2. Краски:

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.
Читайте также:  Выбор ручки для письма

монотипия техника рисования

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

5. Вода.

Приемы монотипии

Монотипия – это техника рисования, в основе которой лежат разнообразные приемы. При работе с детьми принято использовать основные методы. Существует несколько видов монотипии. Их различают по использованию приемов и инструментов.

Предметная

В основе метода лежит изображение знакомого ребенку предмета. Чтобы получить необходимый результат, необходимо объяснить ребенку значимость соблюдения пошаговой инструкции.
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Рисунок при использовании предметного приема выполняют на одной из сторон чистого листа. Перед началом работы лист сгибают пополам. Предмет рисуют таким образом, чтобы на одной стороне листа находилась часть предмета.

Этот метод помогает осваивать принцип симметрии. На второй стороне листа после оттиска появляется симметричное изображение части предмета.

После сложения листа по намеченному сгибу появляется полное изображение. Этот прием демонстрирует детям суть метода и помогает развивать пространственное мышление. Это необходимо для того, чтобы получить результат, максимально приближенный к задуманному.

Задача ребенка – создать на одной из сторон листа четкий контур предмета с необходимой густотой и насыщенностью гуаши. Задача педагога – помочь ребенку аккуратно сделать оттиск, чтобы получить рисунок с четкими контурами и границами.

Для дошкольников на начальном этапе рекомендуют предметную монотипию с изображением воздушных шаров, квадратов или предметов, имеющих четкую геометрическую форму.

Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Альтернативные техники

Существует несколько вариантов техники монотипии, которые применяют на занятиях рисованием с использованием вспомогательных элементов.
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Вид монотипии Описание Необходимые инструменты
Абстракция Фактурную пластиковую поверхность закрашивают однотонной краской, лист бумаги прикладывают к поверхности, затем аккуратно снимают, начиная от дальнего края. Пластиковый поднос или доска для работы с пластилином
Закрепление рисунка На лист бумаги наносят краску в любом порядке, затем прижимают к рисунку мультифору, обе поверхности сминают. После распрямления листа полиэтиленовый пакет убирают. На бумаге получается рисунок с разводами, которые имитируют снежные сугробы. Мультифора, полиэтиленовый пакет
Создание узора На листе бумаги рисуют разные узоры ватной палочкой или зубочисткой, затем делают оттиск. Результатом работы становится изображение снежной поверхности с разными узорами. Ватные палочки, зубочистки

Варианты работ

Рассмотрим некоторые рисунки, которые хорошо получаются в технике монотипия.
Бабочка, нарисованная отпечатком половинки листа

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.
    monotipiya-babochka-dliya-detey-poetapno

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.
    monotipiya-babochka-poetapno-2-krylo

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!
    monotipii-dlya-detej-babochka-gotovyy-variant

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.
babochka-guash

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Рисование дерева

1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.

2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.

3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.

4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.


Рисуем цветы





Поэтапное рисование платья

  1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.
    Рисуем платье

    Нарисовать симметрично платье дети не могут, им предлагается обвести шаблон-заготовку

  2. Одна часть платья заливается основным цветом.
    Подготовка к монотипии «Платье»

    Выбор цвета для платья можно оставить за ребятами

  3. Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.
    Узор на платье

    Самый простой узор для платья — мелкие тычки

  4. Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.
    Монотипия «Платье для куклы»

    Монотипия позволяет не просто раскрасить шаблон, а сделать симметричный узор на нём

  5. Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.
    Вырезаем платье

    Монотипию вырезают дети самостоятельно безопасными ножницами, или им помогает воспитатель

Поэтапное рисование зимнего пейзажа

  1. Первым рисуется фон: небо и вода.
    Заливка фона

    Для зимнего пейзажа цвета подбираются холодные

  2. Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.
    Рисование пейзажа в технике монотипия

    Пейзаж создаётся в несколько этапов отпечатывания

  3. Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.
    Монотипия «Зимний лес»

    Отпечаток в пейзажной монотипии — это отражение предметов

Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)

  1. Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.
    Рисование на плёнке

    На гладкой поверхности создаётся рисунок тонкой кистью

  2. Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.
    Рисунок на плёнке «Зимнее дерево»

    Изображение на плёнке должно быть влажным, чтобы получился отпечаток

  3. На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!
    Монотипия «Зимнее дерево»

    Занятия по монотипии на плёнке проводятся с воспитанниками старших групп

Зимний пейзаж

Рисование зимнего пейзажа – один из вариантов развития творческого мышления у детей. Изображение снежного покрова, снегопада или деревьев зимой можно создать с помощью различных инструментов.
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Тип работы Описание
1 вариант На стеклянной или пластиковой поверхности рисуют голубой или синий фон. Ватной палочкой делают разводы и узоры. На мокрый рисунок накладывают плотный лист белой бумаги. После получения результата изображение засыпают серебристыми блестками.
2 вариант На плотном листе бумаги рисуют голубой снег, белые облака. Лист бумаги сминают, в центре сгибов скапливается краска, там фон становится светлее. После того, как краска высохнет, лист расправляют.
 3 вариант На плотном листе бумаги делают сгиб по горизонтали. В верхней части рисуют бело-голубые облака. После этого делают оттиск на нижней части с использованием валика. Результатом становится изображение зимнего неба и снежного покрова.
Читайте также:  Идеи декупажа банок из-под кофе : самое лучшее оформление кофейной банки

Зимние пейзажи можно дополнить изображением снежинок с использованием кисти и белой гуаши. Чтобы сделать рисунок более ярким, используют серебристые блестки, наклеивают стразы.

Монотипии из осенних листьев | Материнство

Осень сейчас в самом разгаре, причём в прямом смысле этого слова! Деревья пылают на солнце яркими красками, и если вам тоже хочется вместе с ребёнком попробовать запечатлеть эту красоту, то вот некоторые очень простые техники.

Отпечатав листики, можно сделать открытки или ещё что-нибудь.

А вот если отпечатать большой лист, то из него получится настоящее дерево!

Лучше наносить краску со стороны прожилок. Мы красили гуашью, но можно и акрилом и даже акварелькой. На один и тот же лист можно наносить каждый раз новые сочетания цветов, тогда все отпечатки будут разные и не похожие на предыдущие.

Можно добавить наклеек или штампов.

По такому же принципу можно сделать целый осенний лес.

Вот отпечатки рябиновых листьев. А нарисовать ягодки рябины сможет любой малыш — они сделаны с помощью ватной палочки с красной краской.

Существует метод рисования, когда краска раздувается по листу при помощи соломинки.

Взяв за основу такие «выдутые» деревья, можно немного развить тему. Следующие рисунки сделаны при помощи обычного пульверизатора для цветов, куда мы налили немного воды и размешали там краску (гуашь).

Это тоже сделано ватными палочками. У дочки ,правда, хватило терпения только на листики на деревьях, а все «опавшие» пришлось мне тыкать, поэтому они такие неестественно равномерные получились.

А ещё можно наделать дыроколом конфетти и высыпать их на участки рисунка, которые до этого надо густо намазать клеем ПВА.

Очень эффектный и, наверное, мой любимый метод: под лист бумаги ( не толстой, а обычной офисной) подложить листики, а сверху провести восковым мелком, держа его плашмя, и тогда на бумаге проявится рисунок со всеми прожилками!

А теперь немного волшебства — надо просто взять белый мелок и провести им по белой бумаге, и потом дать ребёнку закрасить лист при помощи губки.

Дальнейшая судьба всех рисунков может быть очень разной. Но главное чтобы эта судьба у них была.

Самое простое — это подписать рисунок (особенно дату, возраст) и сохранить его на память в специально отведённой папочке. Или вставить в рамочку и подарить родственникам. Как раз некоторые из этих рисунков мы подарили на 96-летие нашей сколько-то там юродной бабушке, и они сразу же оживили её комнатку.

Второе, более творческое — это устроить маленькую домашнюю тематическую экспозицию. А пришедшему с работы папе, вручить прямо с порога пригласительный билет.

И третье — самое интересное, это наделать открыток и разослать родственникам и друзьям. Поверьте, ваши бабушки, дедушки ,тётушки и даже маленькие друзья ваших детей будут очень рады получить такую весточку, даже если они живут в вашем же городе.

Ваза с цветами

Чтобы сделать натюрморт в технике монотипия, приготовьте лист акварельной бумаги, набор гуаши, емкость с водой, круглую и плоскую кисти, лист линолеума или картона такого же формата.
Ваза с цветами в технике монотипия

Творческий процесс:

  1. С помощью плоской широкой кисти закрасьте белой гуашью весь лист.
  2. Тонкой кистью нанесите полосы гуашью пастельных тонов.
  3. Наберите на широкую кисть белую краску, разотрите цветные линии. Получится неоднородный фон с мягкими переходами цвета.
  4. Подсушите гуашь, подберите краски для цветов в вазе. Цветы можно располагать по кругу, в форме веера, овала, дуги.
  5. Центральная часть композиции – цветы. Их высота должна быть в 1,5–2 раза больше высоты вазы.
  6. Нанесите синюю краску на выбранное для вазы место, а затем для цветов – ультрамарин, светлый и темный фиолетовый, ярко-розовый, белый.
  7. Наложите влажный лист, разровняйте, удалите. Учтите, если вы будете снимать лист снизу вверх, подтеки краски будут направлены вверх, если удалять лист сверху вниз, подтеки краски, соответственно, будут направлены вниз. От этого зависит, как будут выглядеть ваши цветы.

Осталось окончательно оформить вазу, добавить несколько зеленых листочков, придумать название натюрморту.
Бегущие косули в технике монотипия
Снеговики в технике монотипия
Детский рисунок в технике монотипия
Ветка сирени в технике монотипия

Монотипия как школа декора учит детей создавать композицию, выстраивать изображение на листе, пользоваться кистями и красками, развивает координацию, вырабатывает терпение и аккуратность в работе. Сейчас кружки «Волшебные ладошки» организованы в большинстве детских учреждений, они призваны вызвать у малышей интерес к изобразительной деятельности.

Монотипия в психологии

Наиболее известные примеры использования монотипии в психологии – это пятна Роршаха. Многие слышали о психологическом тесте, который позволяет исследовать личность. В 1921 году психиатр из Швейцарии Герман Роршах создал десять черно-белых и цветных монотипий. Человеку предлагают взглянуть на них и описать, что же они видят на картинке. Каждый человек интерпретирует картинки по-своему. В данном тесте не существует неправильных ответов, однако психолог, отталкиваясь от описаний испытуемого, может четко представить особенности его психического и эмоционального состояния.

техника монотипия пейзажная

Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.

Советы

  • Техника «монотипия» подразумевает использования принципа зеркальности. Об этом не стоит забывать, иначе вместо продуманных сюжетов и надписей выйдут непонятные кляксы.
  • Для картин, выполненных с помощью оттисков, лучше всего использовать акриловые краски. Преимущество таких красителей заключается в сочности цветов и плотной консистенции. Благодаря этому работы получаются яркими. Краску нужно обильно наносить на поверхность, но при этом не переборщить, иначе вместо задуманных картинок могут получиться кляксы.
  • Монотипия – техника рисования, благодаря которой можно создавать один уникальный отпечаток. Конечно, можно создавать несколько отпечатков, но они будут схожи по форме и цвету. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам.

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

монотипия пейзажная нетрадиционная техника

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

Источники

  • https://paidagogos.com/detskie-tehniki-risovaniya.html
  • https://handsmake.ru/monotipiya-tehnika-risovaniya-dlya-detey.html
  • https://naturopiya.com/art-terapiya/uroki-risovaniya/babochka-monotipiya-tekhnika-risovaniya-dlya-detej.html
  • https://Razvivashka.online/tvorchestvo/monotipiya-tehnika-risovaniya
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/risovanie-v-tehnike-monotipiya-detyam-v-dou
  • https://www.syl.ru/article/296717/monotipiya-eto-chto-takoe-osobennosti-netraditsionnoy-tehniki-risovaniya
  • https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-tehniki-risovanija-urok-4-monotipija.html
  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/monotipiya-v-detskom-sadu.html
  • https://konspektiruem.ru/proekt/monotipiya-osennij-pejzazh.html

[свернуть]